пятница, 5 февраля 2010 г.

Смотреть онлайн: Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф


Вы скажете, что это всего лишь типичная сказка о борьбе между добром и злом?




Что здесь мало крови, смертей и бросающих в дрожь убийц?




Однако ведь суть совсем не в этом.




Настолько тонко отражен библейский сюжет, заложенный в основу истории нарнийского мира. Настолько прекрасно показан нам сам мир. Даже скованный холодом и столетней зимой, он великолепен; его снега пушисты, деревья искрятся серебром, мягкие хлопья спадают на землю… «и даже каждая сосулька — это Нарния».




Но все же более глубоко мне бы хотелось рассмотреть Виновницу (именно с большой буквы) вечных холодов в стране — Белую Колдунью Джадис, последнюю императрицу Чарна. Я опасаюсь, что она преподнесет нам еще немало сюрпризов… Но как должны думать мы? И нужно ли нам вообще об этом думать? Можно было бы и не думать, не пригласи авторы фильма на роль этого существа Тильду Суинтон. В книге Льюиса обсуждаемый персонаж — проходной, хрестоматийный образ злодея. Точнее злодейки. Нечто среднее между Берутиэль и Снежной Королевой. Такая абстрактная персонификация мирового зла.




В прекрасном фильме Эндрю Адамсона замечательная актриса создала поистине гениальный образ, в своей целостности абсолютно совершенный. И, как всякое совершенство, чрезвычайно привлекательный. Позволю себе привести несколько кадров.




Ее внезапное милое кокетство с Эдмундом, угощаемым всякими сладостями. При всей прозрачности намерений, такие теплые человеческие выражения лица. Она смотрит на мальчика почти с любовью. Как это сказано у Льюиса? «Трудно было представить, что ведьма способна говорить таким сладким голосом». Это, правда, из «Племянника чародея», но все же про нее.




Бесконечная галерея ликов, полных царственного достоинства. Ну разве можно хотя бы краешком ума предположить, что она не настоящая королева? Жестокая, деспотичная, ледяная, но величественная и прекрасная…




Абсолютное превосходство над всеми воинами, в том числе над Эдмундом и Питером. Это не бой, а танец, игра кошки с мышкой. Джадис в своем кольчужном платье движется неотвратимо как шторм. Её не может остановить ни полоса огня, ни кентавр с огромным мечом, ни атака грифонов, ни Эдмунд, разбивающий магический жезл, ни Питер, Гроза Волков. Отточенные движения, изящный поворот, лёгкий взмах мечом и Верховный король летит на землю вверх тормашками. Боевое искусство за гранью реальности.




Даже в страшной сцене жертвоприношения она чудовищно прекрасна. Лоснящаяся от жара кожа, черное облачение, глаза без зрачков — два черных провала. Жуткая мистерия…




Иногда кажется, что в струящемся с экрана чаде факелов слышится запах ее пота, жар ее дыхания, крик ее страсти. Единственное, чего в ней нет — это холодности. Вот тут самая главная загвоздка. От Белой Колдуньи в виде Тильды Суинтон веет жаром, а не холодом. Это пифия, вакханка, а не снежная королева. Думается, что это не совсем то, чего хотел Льюис. Это выводит истории Льюиса из пределов детской. И задает нам целый ряд вопросов.




10 из 10