суббота, 13 февраля 2010 г.

Смотреть онлайн: Бременская свобода


Прощай, мир. Я устала от тебя.


Я хочу вознестись на небеса.


Только там тишина


И вечное спокойствие сознания (с)




Что было бы с эмансипированной Петрой фон Кант, если переместить ее в машине времени лет этак на сто пятьдесят назад, когда общество было еще глубоко патриархальным? Райнер Вернер Фассбиндер, перенеся действие своего фильма в Бремен первой трети XIX века, ставит такой эксперимент.




Героиню этой картины Фассбиндера зовут Гейше, и она действительно, как японская жрица любви, семенящей походкой под узким платьем, покорно прислуживает своему жестокому требовательному мужу. Ее унижают и оскорбляют, но до поры до времени она терпит это, лишь бы давали возможность любить.




Однако всему на свете существует предел, и Гейше в великолепном исполнении Маргит Карстенсен начинает мстить, безжалостно расправляясь не только с мужским шовинизмом, но и с установленными обществом порядками. Она умна и цинична, у нее есть свои четкие представления о порядке и порядочности и она уж точно не станет покорной овечкой, как ее мать, потратившей свою жизнь на прихоти своего мужа. Такая женщина скорее отнимет жизнь у кого-нибудь другого.




Что, например, если практичным тоном немецкого бюргера разложить ей по полочкам, что, несмотря на чувства, на самом деле вам нужна девушка помоложе, поглупее, без детей и лишних проблем? Вряд ли женщина может услышать что-то более жестокое от любимого мужчины, и ее месть будет страшна.




По мнению режиссера, Гейше — прежде всего продукт порочного немецкого общества, обрекающего сильных женщин, подчиняющихся унижениям слабых мужчин, становиться чудовищами. Чему способствует и лицемерная общественная мораль, закрывающая глаза на преступления в рамках отдельной взятой семьи.




И точно так, как Тристана Бунюэля, становясь все ужаснее внутри, ненасытная до плотских удовольствий Гейше становится все более привлекательной внешне (пожалуй, ни в одном своем фильме Карстенсен не выглядела так прекрасно), словно взяв в помощники самого Дьявола. И вот уже лучшая подруга заключает со своим мужем пари, кто следующий умрет в доме черной вдовы…




Визуальное решение фильма удивительно: это телеспектакль, в котором располагающимся позади сцены фоном служат снятые на любительскую камеру природные красоты, сменяющие друг друга согласно настроению Гейше. Камера перемещается по сцене, открывая крупным планом искаженные болью, сарказмом или жестокостью лица актеров.




Бременская свобода — это свобода от цепей общественных порядков, свобода одиночества, свобода смерти. Для каждого — своя. Не пропустите этот замечательный фильм Райнера Вернера Фассбиндера.




9,5 из 10