Если кратко кино хорошее. Подробности ниже.
Я помню. Нет, не ГДР, конечно я там и не был никогда. Так, немного телесериалов («Телефон полиции 110», например), магазин «Лейпциг» в Москве, несколько ультрамодных 100-процентно синтетических футболок из страны «реального социализма», да и, пожалуй, нарисованный Шрайбикус в кабинете немецкого на 4-ом этаже в моей старой школе. Однако, есть в воспоминаниях ещё кое-что, кое что важное. Я помню свои ощущения от тех «картинок» о ГДР, которые попадали и формировались в моем мире в мире «простого советского мальчика». И вот эти «эмоции» сам не знаю почему, эти полу-детские нотки в отчасти (а где-то и сильно) сфантазированном «запахе» страны «хороших немцев» разбудило это кино. Хотя, конечно, может я и лукавлю кто же себя поймет?
Удивительно просто всего несколькими сценами автор погружает зрителя в ГДР первой половины 80-х. Да, вот эти ребята в аудитории слушающие допрос с плёнки бобинника органичны. И театр с его жёсткими стульями и постановкой о заводе в ту же копилку. Не успеваешь заметить тонкую грань и ты уже по ЭТУ сторону стены. И ребята в штатском где-то рядом.
Дальше нас ждёт букет. Составленный из страсти, похоти, любви, таланта, подлости, смелости и из много чего ещё. Нет, правда, эта икебана стоит того, чтобы ею насладиться. Эти люди за исключением, пожалуй одного они реальны. Вы только гляньте на них сразу почувствуете, что знаете их давно. У нас всё было так похоже
И зло министр, и его карающий меч подполковник, и писатель глашатай партии (включая дальнейшее его перерождение), и бесконечно жаждущие свободы окружающие его люди. Их и выдумывать не надо надо просто вспомнить.
Другое дело Визлер. Вот этот не прост. В принципе реален, но не прост. За тем как убеждения человека оборачиваются против самих себя, как идеология побеждает идею, которой служит поверьте, наблюдать одно удовольствие. Режиссеру овации. Он виртуозно сыграл на логичном вполне недоверии зрителя к офицеру Штази. И настолько честно провел эту фигуру через всю ленту, что хочется еще раз сказать это было очень хорошо, это заставило сопереживать. Это, в итоге, заставило поверить в реальность случившегося к конце 20-го века. Да так, что я признаться, ждал в финальных титрах строчки о том, что «история основана на реальных событиях».
9 из 10