Фильм, которому действительно не повезло. Выйди он не в один год со «Списком Шиндлера», он мог заслуженно получить далеко не одну золотую статуэтку, а в итоге остался ни с чем. К счастью, сам фильм от этого хуже не стал.
Итак, перед нами тонкое психологическое кино, очень необычным образом рассказывающее о Второй Мировой Войне. Необычным, так как в фильме главным героем является камердинер в доме влиятельного лорда и мы как зрители видим происходящее практически его глазами. Видим, как сильные мира сего «творят историю» и как потом их поступки влияют на их собственную судьбу. Впрочем, политические события это лишь одна из граней сюжета, основная линия которого это взаимоотношения главного героя, дворецкого Стивенса (обидно, что Энтони Хопкинс уступил «Оскар» слезовыжимательному Тому Хэнксу с «Филадельфией») с экономкой в не менее блистательном исполнении Эммы Томпсон. Принципы, которыми всю жизнь руководствовался герой, на этот раз не дают ему отойти от своего стереотипа поведения, выразить чувства, признать в своей жизни важность чего-то кроме работы и служения лорду.
Финал нельзя назвать полностью пессимистическим, он скорее несет оттенок легкой грусти о том, что было возможно, но так и не состоялось. Я бы сказал, что фильм во многом о цене решений, который все мы принимаем или не принимаем.
9 из 10