суббота, 20 марта 2010 г.

Смотреть онлайн: Робокоп


После того, как Эвард Ноймайер не смог поучаствовать в съемках Бегущего по лезвию, он загорелся идеей написать сценарий фантастического фильма про робота, работающего в полиции. Вскоре, он скооперировался с Майком Майнером, у которого была похожая задумка, и через некоторое время сценарий фильма под названием Робокоп был готов. Эдвард Ноймайер долгое время пытался пристроить свой сценарий, но всюду получал отказ (и это неудивительно, представьте что вы глава студии, и вам приносят сценарий фильма под названием Робомент — согласились бы вы дать деньги под такой фильм?).




Но вскоре ему повезло — после невероятного критического и коммерческого успеха Терминатора, студии поняли, что на фильмах о киборгах можно заработать неплохие деньги. Символично, что именно студия Орион, которая дала зеленый свет Терминатору, взялась финансировать проект. После того, как была найдена студия, начались поиски режиссера. Некоторое время в числе претендентов был и небезызвестный Дэвид Кроненберг (что любопытно, он же должен был стать режиссером фильма Вспомнить все, но как и в случае с Робокопом, покинул проект), но в итоге после продолжительных поисков режиссером был выбран голландец Пол Верхувен, который уже успел прославиться благодаря ряду своих скандальных фильмов. Что интересно, первоначально, Верхувен пролистнул несколько первых страниц сценария и выкинул его, приняв за обычный боевик, но затем его жена прочитала сценарий и убедила мужа дочитать его до конца. Сделав это, Верхувен понял, что в руках у него был не сколько сценарий фантастического экшна, сколько сатира сделанная в виде боевика и тотчас же согласился участвовать в проекте.




Очень много сложностей возникло при поиске исполнителя главной мужской роли. Верхувену нужен был человек, который не только бы влез в крайне неудобный костюм Робокопа, но и смог бы убедительно играть. Первоначально на роль Мерфи Верхувен хотел взять своего любимого актера Рутгера Хауэра которого он уже снял в пяти своих фильмах, но после выхода на экраны фильма Плоть и Кровь они сильно разругались (любопытно, как бы сложилась карьера Хауэра не случись эта ссора?), и поэтому было принято решение искать другого исполнителя данной роли. Арнольд Шварценеггер был фанатом Верхувена и очень хотел поработать с ним, и некоторое время между ними всерьез шли переговоры, но вскоре стало ясно, что в костюме Робокопа Шварценеггер будет похож на человечка из рекламы Мишлена. Следующим кандидатом стал Майкл Айронсайд, но он оказался слишком мал для костюма. В итоге, выбор пал на Питера Уэллера, который и получил роль. Справедливости ради стоит отметить, что сложности с костюмом возникли и у него — в частности чтобы надеть костюм потребовалось 11 часов, а надев его Уэллер обнаружил что вся его подготовка оказалась бесполезной и ему потребовалось несколько дней чтобы научиться ходить и отработать все движения (из-за этого Верхувен подумывал заменить Уэллера на Лэнса Хенриксена, но последний оказался занят в другом проекте, и потому роль осталась за Уэллером).




С костюмом тоже возник ряд сложностей — во первых это был самый дорогой реквизит в фильме, во-вторых его постоянно приходилось переделывать — например встроить кондиционер для Питера Уэллера (в итоге костюм был готов только к первому дню съемок), из-за чего Роб Боттин и Верхувен постоянно конфликтовали.




Не обошлось и без небольшого скандала — из-за большого количества крови, фильм получил рейтинг Х, и Верхувену пришлось вырезать ряд кровавых моментов (но все равно в ряде стран фильм вышел в прокат в сильно урезанной версии).




Но как-бы то ни было, фильм был снят и затем хорошо воспринят публикой. По своей сути, Робокоп является своего рода сатирой на американское общество, сделанной в виде фантастического боевика. Мир будущего показан нам в неприглядном виде — постоянные конфликты по всему миру, безжалостные корпорации которым плевать на всех и для которых главное — это прибыль, города, в которых царит нищета и правят безжалостные банды, телевидение которое промывает мозги гражданам рекламой и выпусками новостей где репортаж о перспективе ядерной войны в Африке может соседствовать с репортажем о конфузе президента.




Верхувен показывает, что спасти такой безумный мир может только не менее безумное изобретение — киборг. Робокоп своего рода является Христом будущего — он был убит как простой человек, затем он воскрес в образе Робокопа и начал вершить правосудие. Его невозможно подкупить, уговорить или обмануть — он свершит свой суд над грешниками, и правосудие будет жестоким. В фильме дается и ряд отсылок к библии — например кадры где Робокоп подобно Христу идет по воде, жестокая смерть Мерфи и нанесенные ему раны представляют собой прямую аллюзию на распятие, кадры где кровь Бодикера падает в воду являет собой аллегорию на превращение воды в вино…




В фильме много юмора — вроде VIP туалетов, рекламы игры «Nuke `em», реакции на смерть одного из чиновников ОСР его коллег, поведения людей при встрече с Робокопом и т. д.  Помимо традиционного для творчества Верхувена сатирического элемента, нельзя не отметить и общую кровавость фильма — убийство Мерфи до сих пор является одним из самых жестоких в истории кино, да и общий уровень насилия весьма велик (хотя по современным меркам трупов не так и много — всего 30 человек если верить IMDB).




Хоть большую часть фильма Питер Уэллер и проходил в неудобном костюме, но роль Мерфи/Робокопа удалась ему очень хорошо. Вообще тема человека заключенного в машину у создателей получилась очень хорошо, и фильм действительно заставляет над тем, что же такое человек, и что определяет нас как личность. Помимо Робокопа, в фильме много других, весьма интересных персонажей — например Нэнси Ален в роли напарницы Мерфи, колоритный Ронни Кокс в роли отмороженного бандита Кларенса Бодикера, Мигель Феррер в роли молодого и амбициозного Боба Мортона, и Кертвуд Смит в роли злого корпоративного чиновника.



Бэзил Полидурис написал хорошую музыкальную тему, которая с тех пор прочно ассоциируется с Робокопом. Спецэффекты (особенно сцены с покадровой анимацией) сейчас конечно выглядят сильно устаревшими, но в 1987 году фильм был номинирован на Оскар за спецэффекты (наверно, это был последний год, когда фильмы где не использовался компьютер номинировались в этой категории)



Итого: весьма неплохой фантастический фильм с мощным сатирическим и религиозным подтекстом. В Робокопе, Верхувену удалось достичь отличного баланс между развлекательной частью и разговором о серьезных вещах. Для меня, Робокоп —  лучший из голливудских фильмов Верхувена.