После того, как Эвард Ноймайер не смог поучаствовать в съемках Бегущего по лезвию, он загорелся идеей написать сценарий фантастического фильма про робота, работающего в полиции. Вскоре, он скооперировался с Майком Майнером, у которого была похожая задумка, и через некоторое время сценарий фильма под названием Робокоп был готов. Эдвард Ноймайер долгое время пытался пристроить свой сценарий, но всюду получал отказ (и это неудивительно, представьте что вы глава студии, и вам приносят сценарий фильма под названием Робомент согласились бы вы дать деньги под такой фильм?).
Но вскоре ему повезло после невероятного критического и коммерческого успеха Терминатора, студии поняли, что на фильмах о киборгах можно заработать неплохие деньги. Символично, что именно студия Орион, которая дала зеленый свет Терминатору, взялась финансировать проект. После того, как была найдена студия, начались поиски режиссера. Некоторое время в числе претендентов был и небезызвестный Дэвид Кроненберг (что любопытно, он же должен был стать режиссером фильма Вспомнить все, но как и в случае с Робокопом, покинул проект), но в итоге после продолжительных поисков режиссером был выбран голландец Пол Верхувен, который уже успел прославиться благодаря ряду своих скандальных фильмов. Что интересно, первоначально, Верхувен пролистнул несколько первых страниц сценария и выкинул его, приняв за обычный боевик, но затем его жена прочитала сценарий и убедила мужа дочитать его до конца. Сделав это, Верхувен понял, что в руках у него был не сколько сценарий фантастического экшна, сколько сатира сделанная в виде боевика и тотчас же согласился участвовать в проекте.
Очень много сложностей возникло при поиске исполнителя главной мужской роли. Верхувену нужен был человек, который не только бы влез в крайне неудобный костюм Робокопа, но и смог бы убедительно играть. Первоначально на роль Мерфи Верхувен хотел взять своего любимого актера Рутгера Хауэра которого он уже снял в пяти своих фильмах, но после выхода на экраны фильма Плоть и Кровь они сильно разругались (любопытно, как бы сложилась карьера Хауэра не случись эта ссора?), и поэтому было принято решение искать другого исполнителя данной роли. Арнольд Шварценеггер был фанатом Верхувена и очень хотел поработать с ним, и некоторое время между ними всерьез шли переговоры, но вскоре стало ясно, что в костюме Робокопа Шварценеггер будет похож на человечка из рекламы Мишлена. Следующим кандидатом стал Майкл Айронсайд, но он оказался слишком мал для костюма. В итоге, выбор пал на Питера Уэллера, который и получил роль. Справедливости ради стоит отметить, что сложности с костюмом возникли и у него в частности чтобы надеть костюм потребовалось 11 часов, а надев его Уэллер обнаружил что вся его подготовка оказалась бесполезной и ему потребовалось несколько дней чтобы научиться ходить и отработать все движения (из-за этого Верхувен подумывал заменить Уэллера на Лэнса Хенриксена, но последний оказался занят в другом проекте, и потому роль осталась за Уэллером).
С костюмом тоже возник ряд сложностей во первых это был самый дорогой реквизит в фильме, во-вторых его постоянно приходилось переделывать например встроить кондиционер для Питера Уэллера (в итоге костюм был готов только к первому дню съемок), из-за чего Роб Боттин и Верхувен постоянно конфликтовали.
Не обошлось и без небольшого скандала из-за большого количества крови, фильм получил рейтинг Х, и Верхувену пришлось вырезать ряд кровавых моментов (но все равно в ряде стран фильм вышел в прокат в сильно урезанной версии).
Но как-бы то ни было, фильм был снят и затем хорошо воспринят публикой. По своей сути, Робокоп является своего рода сатирой на американское общество, сделанной в виде фантастического боевика. Мир будущего показан нам в неприглядном виде постоянные конфликты по всему миру, безжалостные корпорации которым плевать на всех и для которых главное это прибыль, города, в которых царит нищета и правят безжалостные банды, телевидение которое промывает мозги гражданам рекламой и выпусками новостей где репортаж о перспективе ядерной войны в Африке может соседствовать с репортажем о конфузе президента.
Верхувен показывает, что спасти такой безумный мир может только не менее безумное изобретение киборг. Робокоп своего рода является Христом будущего он был убит как простой человек, затем он воскрес в образе Робокопа и начал вершить правосудие. Его невозможно подкупить, уговорить или обмануть он свершит свой суд над грешниками, и правосудие будет жестоким. В фильме дается и ряд отсылок к библии например кадры где Робокоп подобно Христу идет по воде, жестокая смерть Мерфи и нанесенные ему раны представляют собой прямую аллюзию на распятие, кадры где кровь Бодикера падает в воду являет собой аллегорию на превращение воды в вино
В фильме много юмора вроде VIP туалетов, рекламы игры «Nuke `em», реакции на смерть одного из чиновников ОСР его коллег, поведения людей при встрече с Робокопом и т. д. Помимо традиционного для творчества Верхувена сатирического элемента, нельзя не отметить и общую кровавость фильма убийство Мерфи до сих пор является одним из самых жестоких в истории кино, да и общий уровень насилия весьма велик (хотя по современным меркам трупов не так и много всего 30 человек если верить IMDB).
Хоть большую часть фильма Питер Уэллер и проходил в неудобном костюме, но роль Мерфи/Робокопа удалась ему очень хорошо. Вообще тема человека заключенного в машину у создателей получилась очень хорошо, и фильм действительно заставляет над тем, что же такое человек, и что определяет нас как личность. Помимо Робокопа, в фильме много других, весьма интересных персонажей например Нэнси Ален в роли напарницы Мерфи, колоритный Ронни Кокс в роли отмороженного бандита Кларенса Бодикера, Мигель Феррер в роли молодого и амбициозного Боба Мортона, и Кертвуд Смит в роли злого корпоративного чиновника.
Бэзил Полидурис написал хорошую музыкальную тему, которая с тех пор прочно ассоциируется с Робокопом. Спецэффекты (особенно сцены с покадровой анимацией) сейчас конечно выглядят сильно устаревшими, но в 1987 году фильм был номинирован на Оскар за спецэффекты (наверно, это был последний год, когда фильмы где не использовался компьютер номинировались в этой категории)
Итого: весьма неплохой фантастический фильм с мощным сатирическим и религиозным подтекстом. В Робокопе, Верхувену удалось достичь отличного баланс между развлекательной частью и разговором о серьезных вещах. Для меня, Робокоп лучший из голливудских фильмов Верхувена.