суббота, 27 февраля 2010 г.

Смотреть онлайн: Фонтан


Изначально «Фонтан» смотрела исключительно из-за имени режиссера — Даррена Аронофски. Даже не могла себе представить, насколько личным этот фильм окажется для меня. Поэтому прошу простить, если моя рецензия окажется несколько сумбурной. Эмоции переполняют. Фонтан эмоций. И говорить об этом фильме — все равно что выворачивать душу наизнанку.



Томас и Изабель. Томми и Иззи.




Что может быть прекраснее, чем быть вместе с любимым человеком! Каждый день видеть его глаза, слышать голос… Каждый раз просыпаться вместе и говорить ему: «Доброе утро!»… И в ответ видеть его улыбку — самую прекрасную на свете…




Что может быть тяжелее, чем знать, что тот, кто дороже всего на свете, неизлечимо болен… Что может быть невыносимее, чем видеть, как недуг постепенно, день за днем забирает его у тебя… Каково это — проводить время вместе, смеяться, шутить — и при этом знать, что для него счет уже идет на дни, часы, минуты… А ты при этом готов отдать все, что угодно, всем пожертвовать, лишь бы только спасти его — и ничего не можешь сделать…



А каково это — делать любимого человека несчастным!




Так получилось, что, будучи гораздо в более раннем, но уже в сознательном возрасте, я сама столкнулась лицом к лицу со смертью. Тогда я много об этом думала — и теперь не могу не думать. Знаете, умирать ведь не столько страшно, сколько обидно. Ведь с твоей смертью мир не изменится. Будет всходить солнце, дуть ветер, идти дождь. День будет сменяться ночью, зима — весной, лето — осенью. А ты этого уже не увидишь. Кто-то другой вместо тебя будет любоваться рассветом, гулять под дождем без зонтика и смотреть, как желтые листья, падая, мокнут в лужах, отражающих холодное осеннее небо…




Но самое ужасное в смерти, особенно в преждевременной — это оставить тех, кого любишь. Ведь близкие люди после твоей смерти будут обречены на вечную боль и страдания. Поэтому я не могу не восхищаться теми, кто с легкостью отпускает эту жизнь — как героиня «Фонтана» Иззи. Ее силой духа, смиренной и кроткой улыбкой, с которой она говорит о близкой смерти…



Смерть как акт творения.




Вера Иззи в то, что они с Томасом не расстанутся и после ее смерти, побеждает страх перед самой смертью. Ведь книга, которую пишет девушка, наверняка продиктована ее подсознательным. И она знает, что в прошлой жизни они тоже были вместе… Испанский конкистадор, ищущий в джунглях Южной Америки бессмертие, и его Королева.



Семантика.




Визуально фильм прекрасен — и наполнен символами… Умирающая звезда, дающая жизнь дереву, обозначает цикличность жизни… Обручальное кольцо Томаса — и кольцо, данное королевой Изабель своему конкистадору  — не только символ верности и связи между ними, но и знак бесконечности.



- Пусть на тебе будет это кольцо, когда ты найдешь Эдем…




В тот момент, когда Томас (в обоих воплощениях) теряет возможность обрести рай для себя и возлюбленной, кольца на нем нет… Поэтому татуировка, которую делает себе герой на месте обручального кольца, тоже символична — она обозначает вечную связь между ним и Иззи. Кольца-татуировки на руках Томаса будущего символизируют его жизнь — каждый день, проведенный вместе с любимой, каждое слово, каждое ощущение… Чтобы не забыть.



Любовь, уходящая корнями в вечность.




Понятие бессмертия в фильме Аронофски, конечно же, условно — оно вовсе не означает вечное земное существование. Точно так же условно понятие смерти — «смерть-всего лишь болезнь, а от любой болезни есть лекарство». И лекарство это — любовь. Самое светлое и сильное чувство, данное нам. Чувство, побеждающее смерть. Чувство, которому неподвластно время. Она вокруг нас: в дыхании ветра, детском смехе и улыбке случайного прохожего. И, конечно же, во взаимном притяжении Мужчины и Женщины. Адама и Евы. Мы живы, пока любим. Мы живы, пока любят нас. Смерти нет, ведь даже наш мир создавался с любовью — и поэтому он столь прекрасен, несмотря ни на что…



Сказать человеку «Я тебя люблю» — все равно что сказать ему: «Ты будешь жить вечно» (Габриель Марсель).




«Фонтан» даже нельзя назвать фильмом — это произведение искусства, подобное полотнам Рембрандта или музыке Вивальди. И работа каждого из тех, кто работал над этим фильмом, сравнима с творчеством художника или скульптора. Оператор как будто старался сблизить нас с героями, акцентируя внимание зрителя на мелочах — показывая каждую пору на лице Иззи, каждую жилку на виске Томаса…



Музыка. Это отдельная тема. Она как бы существует сама по себе — и в то же время заставляет погрузиться в нее, раствориться в ней… Прекрасные до безумия партии на виолончели — порой торжественные, порой болезненно-печальные, проникающие в самую душу.



Актерская игра… Я еще в самом начале фильма забыла о том, что смотрю на игру профессиональных актеров. Хью Джекмен и Рэйчел Уэйз просто жили своими ролями.




Мало кто знает, но для изображения фантасмагорического мира будущего Даррен Аронофски использовал макросъемку химических реакций. Он отказался от компьютерной графики, сказав, что «она быстро устаревает, а я хочу, чтобы мой фильм смотрели многие поколения». Предпочтя естественный процесс созданному с помощью техники, режиссер поступил очень мудро. Мир будущего кажется очень живым — и почти осязаемым…




На всем протяжении просмотра мое сердце как будто крепко сжали в кулаке — и это ощущение не покидало меня еще долго… Однако общее впечатление от фильма не депрессивное, а светлое. Он как будто окрыляет, наполняет энергией, пробуждает желание жить…



Печальный, возвышенный, прекрасный фильм. Особенный. И непостижимый, как любое произведение искусства. Его нельзя просто посмотреть  — его нужно прочувствовать и пережить.



- Вместе мы будем жить вечно. Все будет хорошо…