четверг, 25 февраля 2010 г.

Смотреть онлайн: Мистер Никто


«Господин Никто» — самый удивительный экспериментальный эзотерический фильм в истории кино. Став самым дорогим фильмом для Бельгии, первым англоязычным фильмом Ван Дормеля, над которым он работал целых девять лет, первым его фильмом за последние 14 лет — еще задолго до выхода на экраны он считался едва ли не самой ожидаемой европейской премьерой 2010 г. Продюсер «Господина Никто» — Филипп Годо, близкий друг Ван Дормеля, вложивший в фильм свои личные 20 миллионов евро, очень рассчитывал на его победу на Каннском или Венецианском фестивале в 2009 г. и успешный прокат в США и Англии. Но на конкурс Каннского фестиваля фильм просто не взяли. В Венеции он вызвал неоднозначную оценку критиков и членов жюри, получив лишь утешительный, специально учрежденный для него приз: «За техническое совершенство». На фестивале в Торонто — важнейшем для мирового кинорынка, почти все критики демонстративно ушли с пресс-показа фильма. После этого ни один американский и английский дистрибьютор так и не решился купить фильм даже для ограниченного проката. Дебют фильма в родной для режиссера Бельгии также закончился весьма плачевно в отношении кассовых сборов. Почему же этот уникальный фильм оказался настолько недооцененным? Проблема в его эзотеричности, сюрреальности и экспериментальности? Или в противоречивой личности самого режиссера — Жако Ван Дормеля?




Как часто бывает, истина лежит где-то посередине. Прежде всего, нельзя не отметить специфическое отношение к Ван Дормелю в мире современного кино. Получив в детстве тяжелейшую родовую травму, он чудом выжил, с огромным трудом окончил школу, но благодаря специальной европейской программе реабилитации инвалидов сумел получить образование циркового режиссера, почти всю жизнь проработав клоуном. Время от времени, в качестве хобби, Ван Дормель снимал малобюджетное сюрреальное кино для эстетов и получал за него призы на европейских кинофестивалях. Но эти призы, в большей степени, были наградой за все перипетии его непростой судьбы, данью сложности и необычности его фильмов, не претендующих на какую-либо окупаемость и широкий показ. Когда же Ван Дормель, после долгого перерыва, представил новый фильм с нереальным бюджетом, звездами мирового кино и претензией на новую философию и киноэстетику, то многие просто не смогли ему это простить.




Но главная причина недооценки «Господина Никто» — очевидная проблема в интерпретации любого метафоричного произведения эзотерического искусства. Проблема интерпретации предельных смыслов, зачастую не до конца понятных даже их творцу. Где проходит тонкая грань между художественной ценностью и полной сюрреальностью? Можно ли сравнить художественное значение «Черного квадрата» Малевича и «Улыбки Джоконды» Леонардо да Винчи? Оценивать «Господина Никто» можно с самых разных позиций. Позиции киноискусства, философии, психоанализа, визуальной эстетики. Проблема заключается лишь в том, что основная идея фильма о бесконечных возможностях выборов, стоящих перед каждым человеком, о различных жизнях, которые человек может прожить под воздействием каждого из них, может быть осмыслена только через субъективизм сознания и эмоций каждого отдельного зрителя, а не путем объективной, абстрактной и единой оценки.




Когда ты начинаешь смотреть этот фильм, просто наслаждаясь им, пропуская его через свои ощущения, то он сразу превращается из поруганного критиками «гадкого утенка» в прекрасного лебедя. «Господин Никто» становится особым и неповторимым фильмом, с невероятно красивым образным кинорядом, волшебной фортепианной музыкой Эрика Сати и уникальной философией. Ведь все проблемы пространственно-временного континуума жизненного пути в нем представлены не с традиционной точки зрения «эффекта бабочки» и «теории хаоса»: один выбор — новая параллельная жизнь, а с позиции ленты Мебиуса, воплощенной на уровне субъективной поэтики переживаний.




Три вероятные жизни господина Никто (Джаред Лето), которые он вероятно прожил, поразительно переплетаются в фильме с двенадцатью пересекающимися путями, имеющими свой особый графический проект, вдохновленный знаменитыми фотографиями Мартина Пара, свой цвет и свою музыку. Три его вероятные жены, которых сыграли Дайан Крюгер, Сара Полли и Лин Дэн Пэм, пересекаются с реальной сценой выбора девятилетнего ребенка на вокзале под метафоричным названием «Шанс». Того самого главного выбора, точки бифуркации всего жизненного пути, когда юный Никто должен решить с кем он останется: с матерью в Канаде или с отцом в Англии.




Сцена на вокзале — важнейшая в фильме. Через нее Ван Дормель показывает свое уникальное видение мира. Мира, в котором человек появляется на свет уж имея предопределение, уже имея заложенный в нем потенциал, стремящийся к реализации в каждом выборе. Но лишь до определенного возраста дети способны делать их спонтанно и правильно. Они способны на это, пока на них не давят общество и взрослые, со своими исковерканными идеями. Именно поэтому самые счастливые и целостные воспоминания Никто — его детство. Единственное время, в котором он был целостен и счастлив в полной гармонии с миром и самим собой. Лишь в момент принятия первого «взрослого» решения, личность девятилетнего Никто раздваивается и дробится по ходу лет на все меньшие и меньшие частицы, постепенно ускользающие из памяти.




И вот спустя сотню лет, на глазах скучающего журналиста и психотерапевта в далеком 2092 г. Никто должен решить для себя самую непростую задачу: жил ли он правильной жизнью для себя, любил ли женщину, которую он, как предполагалось, любил, и имел ли детей, которые предназначались именно ему. Но никто и никогда не сможет решить какой жизненный выбор правильный, а какой нет. Потому что не существует ни одной объективной системы оценки применительно к человеческой жизни. Предвидеть всех последствий выборов не дано никому. Так стоит ли рисовать рисунки на прибрежном песке, зная, что их через мгновение их смоют волны прибоя?



«В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов и не бывает их хороших или плохих. Просто каждый из выборов создает другую жизнь для Вас. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа — чтобы быть пройденной».  — Жако Ван Дормель: режиссер, клоун, человек с особым видением мира.




«Господин Никто» — эзотерический фильм, принадлежащий Вечности. Без выводов и без оценок.