Тут недели полторы назад с тёлочкой посмотрели «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса. Такая серьёзная перестроечная документалистика, от которой очень хочется спать и застрелиться. Фильм в своё время получил награды союзного и мирового значения, но выдавали их, по всей видимости, от ужаса. По картинке очень сильно напоминает Гая Мэддина, но я думаю, это всё случайности и ничего страшного, конечно. Ну и всякие линчевские штуки мальчик про латышских стрелков что-то рассказывает, как вдруг камера невзначай отъезжает, а над мальчиком картина с солдатами марширующими, ну и слева от героя вдруг зеркало обнаруживается. Местами всё это скатывается в какое-то совсем уже трэш-шапито, но потом вовремя спохватывается и прикидывается серьёзным документальным фильмом ещё некоторое время.
Ещё, но это, видимо, такая примета времени в нарации периодически прорезается говорухинский апломб, из серии что вот, мол, так жить нельзя особенно в тех кусках, которые касаются солдат в Афганистане. Я, правда, всё ждал, когда же Подниекс Ивана Сергеевича врубит, и он там в какие-то моменты уже почти готов его завести, но, всегда одёргивает сам себя; в итоге не совсем даже понятно, хорошо это или всё-таки не очень. Завершается фильм людьми, стоящими по колено в воде, почти как у Андрея Арсеньевича.
Вообще, создаётся чёткое ощущение, что документальное кино жанр наиболее циничный; по крайней мере расценивать всё это как художественное высказывание мешает безостановочная манипуляция со стороны режиссёра: то юноша мертвеца кромсает, то судят кого-то, то в гости к мальчику приходят, а он оп! оказывается, что умер внезапно, мать в слезах, показывают погост. Ну и потом, опять же, все берутся исключительно за грязюку, сюжет про «мальчик любит девочку» никуда не годится, а пойдёт только «мальчик любит девочку, но почему-то, нюхнув освежающего дихлофоса, изнасиловал с лучшими друзьями её девятилетнюю сестру до смерти» в любом случае, последнее, что хочется делать после документального кино, это улыбаться.
Собственно говоря, следующее кино на эту тему, которое я заставлю себя посмотреть фильм «Бляди» «Девственность» Виталия Манского, там, судя по всему, вся эта механика доведена до приторного, если подобное определение в данном случае вообще допустимо, совершенства. Stay tuned.