суббота, 20 февраля 2010 г.

Смотреть онлайн: Вечер в мюзик-холле


В 1915 году Чарли Чаплин был уже популярнейшим актером Америки и собирал своими фильмами фантастическое число зрителей. Работал он по-прежнему удивительно плодотворно, но, взявшись лично за постановку своих фильмов, значительно снизил темп работы, при этом утроив качество, отказавшись от многих изживших себя кинематографических приемов, «сеннетизмов», старательно избегая комедии пощечин и бессмысленных потасовок, «трюков ради трюка», при этом изобретая новые приемы. Так, за 1915 год для студии «Эссеней» он выпустил вдвое меньше фильмов, чем когда работал у Мака Сеннета в «Кистоуне». Соответственно, первые истинные шедевры у Чаплина появились как раз в этот период и «Вечер в мюзик-холле», без сомнения, относится к числу лучших картин, снятых мастером на «Эссенее».




Сняв за несколько месяцев до выхода этого фильма эталонного «Бродягу», где уже появились основные и самые яркие черты в будущем величайшего кинематографического образа, Чаплин, однако, еще не видел в этом образе абсолютного героя, пригодного для любого рода сюжетов и старался разнообразить свои маски. В «Вечере» он использовал две классические английские театральные маски, о которых с удовольствием рассказывал в своей автобиографии — «хлыщ-бездельник» и «пьяный бродяга». Когда театральная труппа Карно колесила по городам Англии и Америки, Чарли не раз приходилось перевоплощаться в этих одиозных личностей, как правило, мешающих своим поведением установленному порядку и вызывающим этим смех.




Маски, конечно, совершенно иного порядка, нежели «Маленький Бродяга». В них нет никакого положительного потенциала. Эти сеющие разрушение типы приятны разве что тем, что вносят переполох в среду пришедших чинно отдохнуть буржуа, которые, кстати, с удовольствием аплодируют выходкам двух «комиков поневоле», но освистывают настоящих артистов.




Мистер Пест, в котором есть что-то и от Чэза, которого Чаплин играл в нескольких комедиях Сеннета — ничем не отличающийся от окружающих, безукоризненно одетый джентльмен, не имеющий однако, никакого представления о светских манерах. Мало того, что он явно перебрал с выпивкой, так еще и постоянно хамит, не прочь устроить склоку, подраться, пофлиртовать со случайной красоткой или хорошенько «подогреть» публику своими издевками над артистами на сцене. Бродяга мистер Роуди — в общем-то, наивный добряк, который просто пьян в стельку и все воспринимает буквально. Увидев огонь на сцене во время номера огнеглотателя, он хватает пожарный шланг и тушит возгорание, облив случайно вином внизу сидящих людей, он на язвительную просьбу типа «ну, ты нам еще на головы полей» с удовольствием ее исполняет, а, увидев упавшую на сцене слоноподобную примадонну, бросается ей на помощь прямо с галерки.




Бардак, которые устраивает двуединый Чаплин, уморителен. При этом он не зацикливается на выходках своих героев — на сцене и без них происходит балаган: жирная танцовщица норовит свалиться на партнера, заклинательница змей выпускает тварей в зал, дирижер слеп, как крот, а певцы дерут глотку кто во что горазд. Герои Чаплина только усугубляют ужасно бездарное выступление, но делают это с таким артистизмом, что завоевывают симпатии зрителей.




В отличие от «Маленького Бродяги», эти герои вовсе не являются исключительными личностями, бескорыстными, мудрыми и беззащитными, напротив, они сеют хаос, но их действия на фоне бездарно кривляющихся на сцене актеров смотрятся настоящим верхом артистизма.




Появляются на экране и другие известные личности эпохи немого кино. Звездная Эдна Пурвиэнс в небольшой роли мимолетного романтического интереса героя Чаплина и Ди Лмптон в роли забавного толстяка.




Получасовой фильм сделанный с отличной фантазией при всем многообразии трюков и комичных ситуаций, однако, все еще страдает от сеннетовского увлечения бросанием едой, которое раньше почему-то вызывало дикий смех. Впрочем, и сейчас уровень юмора в многих современных комедиях не поднимается выше «торта в лицо» или «ноги в пах», что конечно, не говорит о том, что комики типа братьев Уайнс или Сэндлера — продолжатели дела Чаплина, а лишь о том, что 




дурновкусие всегда было таковым и за десятилетия юмор низшего сорта нисколечко не изменился. Странно, что при таком раскладе тинэйджеры воротят нос от немого кино. Даже самые дешевые трюки выполнялись комиками 1910—14 гг. виртуозней и смешнее, чем нынче.




Но на сам фильм небольшая сценка с тортами и мороженым никак не влияет. Она только дает понять, как быстро развивался и рос Чаплин: в «Кистоуне» такая сцена могла занимать минут 10 в 12-минутном фильме, здесь она забирает лишь минуту из 30. В 1916 году для Чаплина подобные сценки станут лишь изредка возникающей необходимостью и практически исчезнут из репертуара шуток. Пожалуй, после «Бродяги», «Чемпиона» и «Банка» — это лучший фильм Чаплина на студии «Эссеней», виртуозная эскапада не омраченного мыслью комического начала, классических масок и умелого монтажа, не дающего зрителю устать ни от одного из героев.




10 из 10