воскресенье, 14 февраля 2010 г.

Смотреть онлайн: Дочь моего босса


После того, как в 1986 году, после выхода легендарной комедии «Безжалостные люди» трио Цукер-Абрахамс-Цукер, сколотившее себе славу признанных мэтров комедии на популярнейших пародиях 80-х, распалось, каждый из участников трио занялся сольной карьерой. Троица еще несколько раз собиралась ради продолжений «Голого пистолета», но фактически с начала 90-х великие комедиографы вместе больше не работали. Каждый из них избрал себе персональную кинодорогу. Больше всего повезло, пожалуй, Джерри Цукеру, который оказался из всего трио наиболее гибким и приспосабливающимся к быстро меняющемуся кинорынку 90-х. Он начал удачные эксперименты с жанрами и, хотя снял немного фильмов, каждый из них стал настоящим культом, что «Призрак», что «Первый рыцарь», что «Крысиные бега».




Джим Абрахамс родил на свет пародии, ничуть не уступающие их совместным творениям — «Горячие головы — 1, 2» и «Мафию». Для Дэвида же Цукера после «Голого пистолета 2 1/2» началась черная полоса. У поклонников комедии создалось ощущение, что Цукер вообще либо умер, либо ушел на пенсию — он почти полностью исчез из кино, лишь изредка появляясь в титрах в качестве сосценариста или сопродюсера в разной степени удачных комедий. В 1998 он вернулся в режиссуру фильмом «Бейскетболл», который остался американским зрителем незамеченным, и снова на несколько лет исчез из поля зрения киноманов. Вероятно, имел место затяжной творческий кризис, иначе чем объяснить, что всегда независимый Цукер, самостоятельно писавший сценарии и зачастую сам продюсировавший свои фильмы, взялся за постановку совершенно «чужого» проекта. Пожалуй, это первый случай в карьере Цукера, где он был просто «приглашенным режиссером».




Это сразу видно: у фильма весьма профессиональная постановка, в которой чувствуется рука опытного комедиографа, и слабый сценарий, который не стоит и мизинца того, что Цукер творил когда-то в 80-х. Цукер не смог найти себя в конце 90-х, и с «Бейскетболлом» и с «Дочерью моего босса» стремился, видимо, проникнуть в жанр «молодежной комедии», жанру, ему совершенно чуждому. «Американский пирог», молодежные пародии типа «Очень страшного кино», «Не грози южному централу» и «Недетского кино» — это так далеко от того, что делал Цукер.




«Дочь моего босса» — попытка выкрутиться, не потерять марку, сделать на сценарии молодежной комедии с пошлыми шуточками, традиционными штампами американской сортирной комедии и туповатыми молодыми героями классическую комедию положений в стиле «Безжалостных людей». Надо сказать, иногда Цукеру приходится выкручиваться довольно удачно и даже вполне изящно. Сказать, что фильм не смешной, я никак не могу — порой встречаются забавные словесные каламбуры, веселые нелепости и чрезвычайно удачные эпизоды, но голые задницы, беспрестанное ссанье на ковры, резкость переходов между сортирным и эксцентричным юмором заметно снижают впечатление. Создается ощущение, что Цукер, сидя в режиссерском кресле, сам себя или постоянно одергивал, или просто забывал, в каком жанре он работает. У Уайнсов получилось бы сделать жутко пошлую, чернушную и скабрезную, но «ржачную» комедию, у молодого Цукера получилась бы шикарная гэговая комедия. У старого Цукера, влезшего на территорию пошляков Уайнсов получилось ни то, ни се.




Большую роль играет и подбор актеров. Он здесь совершенно «молодежный». Зубров жанра, могущих вытянуть самый плоский сценарий, которые снимались у Цукера раньше — Нильсена, Де Вито, Бриджеса, здесь заменяет смазливый и аморфный молодняк — Катчер, Рейд, ставшая обязательным элементом всех молодежных комедий Кармен Электра… Катчер кроме как женитьбой на Деми Мур вообще, по-моему, больше ничем похвастаться не может. До сих пор его наивысшее достижение — более-менее адекватная игра в неплохом триллере с претензией на интеллектуальность «Эффект бабочки». Все остальное можно назвать одним словом — «фигня». То есть, фильмы-то встречаются отличные, но Катчер в них — одинаково плох. Цукер оказался не требователен. Герой Катчера — смазливый туповатый паренек — тут и играть особо не надо. Катчер бегает по дому, впадает в истерики, признается в любви, беспомощно разводит руками — правда, все это он делает не смешно. Вроде, должно быть смешно, но в этом экранном неудачнике нет обаяния, простоты и, главное, неудачи у него какие-то неестественные получаются, как будто удачливый бизнесмен пытается врать, что он нищий, но костюм его выдает. Так и Катчер — по сценарию предполагается кто-то типа Стэнли Ипкиса из «Маски», но в образе милого неудачника ему до Керри — как до Луны в свинцовых сапогах.




Тара Рейд — великолепна. То есть, она отлично станцевала стриптиз, зажигательно улыбалась во все 32 зуба, эффектно соблазняла героя Катчера и зрителей, хлопала глазками, но, собственно, для этого ее и берут в разные фильмы. Если Тара Рейд не будет изображать сексуальную дурочку модельной внешности, кто ее возьмет в кино? Не играть же ей, в конце концов! Да она и не умеет.




Второй план более интересен, хотя все здесь — заезженные и привычные персонажи, свойственные любой подобной комедии. Здесь есть и своя соблазнительница — Кармен Электра. Но ее роль в любом фильме сводится к своевременной демонстрации роскошного тела. Она его демонстрирует привычно профессионально.




Майкл Мэдсен в роли ссыкуна-бандита забавен, но роль уж больно дурацкая, Молли Шэннон сыграла придурочную секретаршу с фермерскими манерами вполне неплохо, пара эпизодов с ее участием отлично веселят. Ну, и на сладкое — Теренс Стэмп — привычная «адская» фигура для разного рода комедий.




Есть эпизоды, которые могут растормошить даже очень скептически настроенных к подобному юмору зрителей, есть эпизоды глупые, лишние и совершенно не смешные. Но общее впечатление — нет целостности. Фильм похож на вышедший в том же году «Дом вверх дном» со Стивом Мартином, но «Дом» — классная комедия в стиле 80-х, не пытающаяся «молодиться» и крайне удачная. «Дочь моего босса» — очень неровный продукт.




Судьба режиссера — судьба его картин. 90-е, проведенные в бездействии, не прошли Цукеру даром, уровень его заметно снизился. «Дочь моего босса» — вовсе не отстой, это нормальная американская комедия, не лучше и не хуже прочих, но для Дэвида Цукера это явный регресс. Видимо, это не его жанр, не его время, не его актеры. Творческой индивидуальности Цукера в этом фильме ни на грош, вот почему «Дочь моего босса» никогда не останется ни в истории жанра, ни в истории кино, вряд ли ее упомянут, перечисляя заметные работы Цукера и даже заметные фильмы 2003-го года. Это просто проходная комедия, которая с натяжкой выполняет свою единственную функцию — хотя бы чуть-чуть поднять настроение на часик-полтора. Теперь, задним числом можно сказать, что Цукер, осознавший ошибку и вернувшийся в лоно пародии, словно восстал из мертвых — удача «Очень страшного кино-3, 4» только подтверждает, что каждый должен заниматься своим делом и не лезть в чужой огород.




7 из 10